LONGWIND – система «два в одном»: летающий ветряк. Это одновременно и летательный аппарат и ветрогенератор. Энергия движения воздушных масс (ветер) используется в LONGWIND как для создания подъёмной силы и некоторого перемещения в пространстве, так и собственно для выработки электричества. Его полёт ограничен привязью, и весь избыток энергии ветра , которую, будучи свободным, он бы потратил на перемещение из точки А в точку Б, утилизуется в полезную мощность электро-генератора.
Чтобы определить в первом наиболее грубом приближении количественные характеристики LONGWIND как аэродинамической системы, представим себе, что это просто сплошной диск площадью S (m2) , обладающий массой m (kg), выполненный из абсолютно прочного недеформируемого материала бесконечной малой толщины.
Если такой диск поместить на время t (s) в воздушный поток, движущийся со скорость V (m/s), расположив его нормально вектору движения воздуха, то лобовое сопротивления диска будет достаточно велико, и можно считать, что в таком потоке, будучи свободным он сам начнёт двигаться со скоростью воздуха. Подъёмная сила, создаваемая на поверхности диска будет равна нулю, а вся мощность потока будет тратиться на перемещение диска, и её величина P (Wt) будет пропорциональна весу диска и квадрату скорости ветра.
Допустим, диск имеет массу в 250 кг и в течении 1 часа находится в потоке воздуха, движущемся со скоростью 20 м/с и перемещается вместе с ним. Потреблённая им мощность составит
Р = 250kg х(20m/s)2 х 1 час = 98 000 Bт/ час. = 98 кВт/час.,
Если такой диск закрепить на привязи, то вся эта энергия потратиться на торможение ветра и упругую деформацию привязи. При этом сила, с которой воздух будет давить на неподвижно закреплённый диск составит величину пропорциональную площади диска, плотности воздуха и половине квадрата скорости ветра .
Допустим, площадь диска S = 60 m2,
а «массовую» плотность воздуха примем - 0,1 kg*с2/m4
Тогда сила скоростного напора ветра будет равна
F = 60 m2 х0,1 kg*с2/m4 х (202 m/s / 2 ) = 1 200 kg
Как видно, это весьма приличная величина. Даже при ветре 20 м/с (стандартный для высот в 2-3 км над уровнем моря), воздух давит на диск площадью в 60 квадратных метров с силой, в несколько раз превышающей его вес. Значит, часть этой силы можно использовать на подъём диска и удержание его в воздухе. Для этого надо расположить диск под некоторым углом к потоку, называемым углом атаки - α.
Величина подъёмной силы будет пропорциональна произведению синуса и косинуса угла атаки на скоростной напор.
Величина подъёмной силы будет пропорциональна произведению синуса и косинуса угла атаки на скоростной напор.
Из законов аэродинамики известно, что этот угол атаки не может быть большим. Превысив некоторую его величину, обтекание диска воздухом образует турбулентность и тогда подъёмная сила становится практически равной нулю. В практики создания летательных аппаратов, как правило, величины углов атаки составляют единицы градусов. Правда, применительно к винтокрылым машинам (а в данном случае «диск» моделирует именно такой летательный аппарат) это правило работает иначе. Конструкция этих машин такова, что воздух может проходить сквозь «диск» - ведь она фактически состоит из отдельных лопастей. Вероятность возникновения турбулентности тут существенно меньше и углы атаки допускаются до 20-35о градусов без потери подъёмной силы.
Справедливым будет для простоты моделирования принять угол в 15о.
Тогда искомая величина подъёмной силы Y (kg) при скоростном напоре в 1200 kg равна
Y = F x Sinα x Cosα = 1 200kg х 0,24 = 288 kg,
и как видно, эта сила вполне способна поддерживать аппарат весом в 250 кг.
Так уже при 10о она будет всего 204 kg, а при 5о и вовсе 84 kg. И для удержания аппарата в воздухе её будет недостаточно. Зато увеличение угла атаки до 30о создаст силу в 516 kg, что вдвое превышает удерживаемый вес.
Комментариев нет:
Отправить комментарий